Наши предки придавали большое значение защите детей, считалось, что малыши особенно уязвимы к проискам темных сил, и родители, естественно, старались спрятать от них дитя. Существовал, к примеру, такой обряд: ствол дерева расщепляли вдоль, ставили распорку, и через образовавшееся отверстие мать передавала ребенка отцу, который сразу заворачивал малыша в новую пеленку. А мать громко говорила: «нет больше дитя, в дереве увяз». После этого дерево обязательно перевязывали и благодарили за то, что помогло спрятать младенца. С той же целью ребенка могли пронести под планкой оторванного порога («нет больше дитя, домовой унес»), после чего необходимо было пронести ребенка меж двух костров. На этом дело маскировки новорожденного не всегда заканчивалось. Бывало, что спрятав таким образом ребенка от злых духов, отец потихоньку выносил его из дома, а потом возвращался, громко объявляя, что нашел младенца на улице. Все домашние принимались преувеличенно возмущаться появлению «подкидыша», но потом как будто смирялись с необходимостью воспитывать «чужака». И имя такому ребенку часто давали на современный взгляд странное и обидное: Ненаш (Ненаша), Нелюб… Здесь не стоит забывать о том, что в те времена детям давали как минимум два имени: мирское и тайное. Делалось это опять-таки с целью оградить ребенка от различных злых сил. Считалось, что дети особенно восприимчивы ко всякого рода сглазам и порчам. И это не лишено оснований, поскольку у новорожденного не сразу формируется защитный энергетический слой, у него слишком мало сил для отражения атак. Легкий сглаз, выражающийся в общем беспокойстве ребенка без каких-либо веских причин, мать могла снять самостоятельно. В разных областях существовали разные способы «энергетической чистки» ребенка. Мать могла умыть ребенка заговоренной водой, после чего вытереть его личико изнаночной стороной подола своей юбки, трижды облизать лицо младенца. Практиковалось также катание куриного яйца по телу младенца, да и сейчас во многих областях нашей страны такой способ лечения остается популярным: считается, что яйцо способно вобрать в себя поселившуюся в теле болезнь. После такого обряда есть использованное яйцо категорически не рекомендуется, его лучше разбить и вылить в канализацию, стараясь не прикасаться к нему. Руки тщательно вымыть. Во время купания почти всегда произносился какой-либо заговор, предназначенный именно для ребенка. К примеру, такой: С гоголя вода, с гоголихи вода, С младенца Добрынюшки Порчи, уроки, притчи, прикосы. Откуда пришли – туда и идите, К старому хозяину под пятку. На воду, которую давали пить заболевшему ребенку, могли нашептать один из заговоров «от испуга»: «Шла бабушка Соломонида из-за синего моря, несла младенцу Добрынюшке доброго здоровья, сняла с него слепость, немость, худость, скудость, уроки, презоры, страхи, переполохи, худое-худобище, озев-озевище, с ветру родимец, собачью старость святой молитве». Самым популярными детскими оберегами были куклы. Их делали из различных природных материалов (бересты, соломы и пр.) или лоскутков ткани и наделяли защитной силой, способностью ограждать от бессонницы, дарить хорошее настроение. Такую куколку-оберег можно сделать и в наше время, для своего ребенка или в подарок малышу подруги. Но имейте в виду, что многие традиции запрещали шить подобные амулеты, так как в процессе придется втыкать в куклу иголку. Во многих деревнях лоскутки ткани при изготовлении игрушки связывали между собой узелками. Куклу можно сделать также из дерева, которое энергетически подходит конкретному ребенку (если сомневаетесь, какое выбрать, смело берите березу – она подходит всем; и никогда не берите для таких целей осину). При желании можно использовать также тесто или другой материал, который кажется подходящим. Во время изготовления куклы следует думать о том, чего желаешь ребенку: здоровья, счастья, спокойного крепкого сна. Неплохо также проговорить все свои пожелания вслух. Такой оберег вешают в комнате, где спит ребенок, у двери или у окна. Для защиты ребенка ему на запястье также могли повязывать красную шерстяную нить, считалось, что красный цвет обладает мощной защитной силой. Колыбель ребенка украшали защитными знаками, в одежду зашивали различные защитные символы. И сейчас некоторые матери к изнаночной стороне одежды старших детей пристегивают булавки – для защиты от сглаза. Что касается действенности описанных выше способов, то здесь, как и в любой магии, ничего нельзя гарантировать. По большому счету все зависит от степени веры в положительный результат и уверенности в том, что все делаешь правильно. Впрочем, если бы все эти обряды не имели никакой силы, они не передавались бы из уст в уста на протяжении столетий, и мы бы никогда не узнали об их существовании.