Невозможно учить ребенка только словами, не используя игрушки и игровые материалы. Играя с игрушками, кроха обучается новым навыкам, поэтому они должны быть интересными и достаточно сложными. Однако если игрушки слишком сложные, они могут стать непреодолимым препятствием для освоения ребенком новых навыков.
Игрушки и игровые материалы должны соответствовать возрасту малыша, уровню его развития. Известно, что детям легче учиться на знакомых игрушках и игровых материалах. Почему? Просто с ними ребенок всегда пытается сделать что-то новое, более трудное.
Родители, предлагая малышу игрушки, часто не подозревают, какие функции они могут выполнять, и насколько они важны для его развития. Удивительно, но мамы и папы интуитивно и почти всегда верно выбирают игрушки, которые нужны ребенку.
Многие специалисты (логопеды, психологи, двигательные терапевты), которые занимаются с детьми раннего возраста, используют в своей работе различные игрушки. Этот список игрушекпоможет вам сориентироваться в том многообразии игровых пособий, которые продаются в детских магазинах. Большинство подобных игрушек есть и у вас дома. Не советуем сразу бежать в магазин и закупать недостающие игрушки. Помните: многие игрушки взаимозаменяемы. Кроме того, одна и та же игрушка может служить разным целям по мере взросления ребенка.
- Звучащие игрушки: погремушки, пищалки и другие, издающие звуки
- разной частоты.
- Игрушки и предметы из различных материалов: деревянные, пластмассовые, меховые, тканевые, вязаные, металлические и т. п.
- Наборы игрушек животных и птиц (корова, гусь, кошка, собака, курица, утка и т. д.).
- Мыльные пузыри.
- Большие и маленькие мячи.
- Сборные бочонки, наборы банок с крышками разных размеров и др. (для изучения формы и размера).
- Книжки-раскладушки, книжки-поплавки, звучащие книжки.
- Заводные игрушки.
- Маленькие зеркала.
- Музыкальные инструменты (барабан, дудки, ксилофон и т. п.).
- Детское лото, разрезные картинки.
- "Цветовые фоны" (для изучения основных цветов: синего, красного, зеленого и желтого).
- Пластилин и формочки для создания фигурок.
- Шнурки, крупные бусы из различных материалов: пластмассовые и деревянные.
- "Центры активности": плоские и объемные, на поверхности которых расположены звонок, зеркало, колечко, вращающийся шарик и др.
- Мягкие игрушки. Игрушки, надевающиеся на руку (варежка) и на палец (пальчиковые игрушки).
- Набор коробок или ящичков без крышек и с крышками. Разноцветные кубики разных размеров.
- Ящик с отверстиями разной формы
- для опускания фигурок.
- Игрушки на установление причинно-следственных связей (потянул, нажал и получил результат).
- Деревянные молотки и доски с прорезями
- Большие и маленькие конусообразные и квадратные пирамидки. Машинки различных размеров и моделей: легковые, грузовые, пожарные краны и т. д.
- Машинки разборные типа "Лего" с небольшим количеством деталей.
- Конструкторы.
- Краски пальчиковые.
- Куклы, кукольная мебель, посуда.
- Набор формочек для игры с водой и песком.
- Игрушки с веревочкой, за которую можно тянуть.
- Игрушечный телефон.
- Прозрачные пластиковые банки с крышками.
- Лабиринт и труба для лазания.
- Кукольные коляски.
- Матрешки.
- Набор "медицинских" игрушек.
- "Страшные звери": динозавры, тигры, акулы, змеи, пауки и т. п.
- Погремушки в форме булавы и гантели, которые удобно держать в руки, в том числе мягкие.
- Контрастные черно-белые игрушки, издающие различные звуки: погремушки, барабаны, пищалки, свистки.
- Игрушки с черно-белыми полосами в виде периодических решеток различной частоты.
- Светящиеся предметы или игрушки (фонарики, лампы, светильники).
- Елочная мишура или другие блестящие предметы и игрушки.
Итак, игрушка может послужить для достижения различных целей. Например, машинку используют и логопед, и педагог, и психолог, и физический терапевт. Как можно играть с машинкой? Катать по полу или с горки, которую легко соорудить из картонки, диванной подушки и т.п.
С помощью этой игры педагог пытается научить малыша следить взглядом за движущимся объектом, а физический терапевт - координировать движения руки и глаз. Закатить под арку, построенную из больших кубиков, или под большой (маленький) стул, затем доставать ее оттуда. С помощью такой простой игры психолог учит малыша сопоставлять действие и его результат.
Положить в машинку кубик или посадить игрушечную собачку и перевозить их. Игра перестает быть простой манипуляцией с предметами: ребенок начинает играть в игры с определенным замыслом. И помогает ему в этом педагог.
"Попасть в аварию", столкнув машинку с кубиками произнести "Бах, упала!" (игра очень нравится детям, они начинают повторять ее много раз). В такую игру играет с малышом логопед, чтобы вызвать у него непроизвольные лепетные звукоподражания (бах, о-па и др.).
Подобные игры развивают крупную и мелкую моторику, координацию движений. Ребенок учится произносить звуки и слова, ждать, выполнять инструкции, играть по очереди, что будет очень важно в будущем, когда он начнет общаться с другими детьми.
С одной только машинкой вы можете придумать еще много самых разных игр, и все они будут способствовать развитию малыша. Обязательно озвучивайте все действия с игрушками. Ваши комментарии помогут ребенку понять, что различные слова обозначают определенные предметы и действия. Не забывайте делать паузы, чтобы малыш тоже мог произносить звуки и слова. В
се дети - хорошие имитаторы. Малыши повторяют за взрослыми действия, звуки и слова, таким образом, они осваивают новые навыки и учатся говорить. Поэтому хвалите ребенка даже за самые маленькие достижения. Когда малыш ощущает себя успешным, он стремится научиться чему-нибудь новому, а значит, развивается.
Жукова О.С., Балабанова В.П. "Малыш учится говорить. От рождения до трех лет."