Ее трудно диагностировать, она маскируется под другие заболевания, она не излечивается - эта странная болезнь аутизм. А ведь так все замечательно начиналось - девять месяцев ожидания и подготовки, долгожданная встреча. И вот он - ваш малыш, самый замечательный, самый любимый и желанный. Так много хочется ему дать, так хочется дарить ему свое внимание, свою заботу, любовь. Кроха растет, но как будто не замечает вас - не улыбается в ответ, не реагирует на свое имя, не проявляет оживления, не выказывает никаких эмоций при попытке взять его на руки, кажется слепым или глухим. После посещения врача становится понятно, что у крохи со слухом и зрением все в порядке, но проблемы остаются. Они не проходят и к полутора годам, малыш по-прежнему избегает общения и сторонится телесного контакта, да и вообще, ведет себя странно. Очередное посещение специалистов наконец дает диагноз - РДА (ранний детский аутизм), а вместе с ним - множество вопросов. Как же это могло произойти и почему, как дальше жить, что будет с ребенком, можно ли ему помочь и как это сделать... Такие вопросы задают себе миллионы родителей по всему миру, родители, чьим детям был поставлен подобный диагноз. Известно, что количество детей-аутистов в настоящее время значительно увеличилось по сравнению с серединой прошлого века, и их число продолжает расти. Вылечить таких детей до конца не представляется возможным, но их можно адаптировать к социальной среде. По крайней мере, тех, кто не страдает тяжелой формой данного заболевания. Ранний детский аутизм (РДА) является особой аномалией психического развития. Впервые термин «аутизм» использовал психиатр Е. Блейлер. Аутизм был отнесен к особенности мышления людей, страдающих шизофренией. Таких пациентов отличало стремление уйти в себя и избежать реальности. О раннем детском аутизме, как о целостном синдроме, в 1943 году рассказал швейцарский психиатр Л. Каннер. Он признал самостоятельность данного расстройства и установил, что основным нарушением у детей, страдающих им, является неспособность устанавливать отношения с окружающими людьми. Кроме того, ребенок не может правильно реагировать на внешние ситуации. Проявляется это нарушение с самого рождения. Ученый пытался определить причины, вызывающие болезнь, и искал их в разных сферах. До сих пор так и не получен однозначный ответ относительно того, почему возникает РДА, можно ли его спрогнозировать и как его лечить.
Причины возникновения аутизма Узнав о страшном диагнозе, первый вопрос, который задают себе родители, - почему. Почему это произошло? Специалистам очень сложно дать конкретный ответ, так как причин возникновения этого расстройства множество, и они весьма неоднозначны. Это и наследственный фактор, и органические нарушения центральной нервной системы на разных этапах - в период внутриутробного развития, при родах или в период раннего детства. РДА может возникнуть в результате перенесенного заболевания, а в ряде случаев аутизм выступает как проявление текущей болезни. Но даже точное определение причины заболевания ребенку-аутисту ничем не поможет. Гораздо важнее решить не почему это возникло, а как дальше жить. Как облегчить ребенку социальную адаптацию, как сделать его максимально приспособленным к жизни.
Признаки детского аутизма Детский аутизм достаточно сложно диагностировать, детям до трех лет данный диагноз как правило не ставят. Возможно, придется по нескольку раз проходить одни и те же обследования, посещать разных специалистов. В любом случае, окончательный диагноз сможет поставить только детский психиатр. Однако у данного психического нарушения есть целый ряд симптомов, которые необходимо знать родителям, чтобы вовремя обратиться к специалистам и начать коррекционную работу. Следует насторожиться в том случае, если ребенок до двух лет: - Отказывается от тактильного контакта - Предпочитает находиться один - Отказывается смотреть в глаза - Не проявляет интереса к окружающему миру и не контактирует с ним - При сохранном слухе не откликается на свое имя - Не обращается за помощью и не пытается чем-либо поделиться - Использует другого человека в качестве неодушевленного предмета - Навыки невербального общения слабо развиты или отсутствуют - Монотонная речь, напоминающая заученный текст, развитие речи не соответствует возрасту - У ребенка странные жесты и необычные сенсорные реакции на прикосновение, голос, звук.
Обычно аутизм впервые проявляется в возрасте около 15 месяцев и полностью формируется к 3-5 годам. Для больных деток характерны определенные изменения поведения. Ребенок играет в странные игры, причем одним и тем же он может совершенно спокойно заниматься несколько часов подряд (например, рассматривать предметы или выстраивать их в одну линию). Малыш не воспринимает других людей и происходящего вокруг, боится перемен, не любит новых предметов. Ребенок не подражает взрослым, а на перемены реагируют либо истерикой, либо окончательно уходит в себя. У малыша множество ритуалов, которые он неукоснительно соблюдает. Ребенок часто повторяет одни и те же действия или слова, и его это успокаивает.
Что делать родителям Самое главное - не отчаиваться. Предпринимайте все возможные меры: как можно раньше обратитесь к детскому психиатру, начните коррекционную работу. В настоящее время существует большое количество самых разных методик, при помощи которых ребенка можно будет адаптировать к нормальной жизни. Не забывайте: ваш малыш - особенный, он нуждается в постоянном общении, ему следует уделять больше внимания и заботы, чем обычным деткам. Да, аутизм - это болезнь, которая не лечится и не проходит, но нарушения можно откорректировать, помните это! За малышом необходимо наблюдать, с ним нужно непрерывно работать и ни в коем случае не приостанавливать занятия. От вашего упорства и терпения зависит очень многое - будут ли у крохи выработаны навыки социальной адаптации, станет ли он самостоятельным и независимым. Создайте малышу спокойную и доброжелательную обстановку. Находясь дома, ребенок должен ощущать защищенность и комфорт. Общайтесь, играйте с ним, даже если он не будет вначале на это реагировать. Предпринимайте новые попытки, побуждайте ребенка к общению. Заменяйте слова жестами, мимикой и прикосновениями. Очень важно постоянно наблюдать за малышом и улавливать малейшие проблески его интереса к чему-либо. У деток с аутизмом великолепная память. Если кроха обратил внимание, к примеру, на изображение какого-то животного, рассказывайте ему о нем. Причем, делайте это как можно чаще. Если есть такая возможность - сходите с малышом в зоопарк Никогда не показывайте ребенку своего недовольства - он может уйти в себя и замкнуться, лучше наоборот - хвалите каждый раз за успешно выполненное задание. Расширяйте внутренний мир малыша, интерпретируя вслух каждое сказанное им слово или жест. Важно, чтоб ребенок понял, что можно выражать свои эмоции и чувства при помощи слов. Придавайте смысл его монотонным играм-манипуляциям с предметами - постройте, например, поезд из уложенных в ряд кубиков. Будьте готовы к тому, что увлеченный самим собой ребенок вначале будет оказывать стойкое сопротивление вашим стремлениям увлечь его совместной игрой. Не принуждайте ребенка к занятиям силой, используйте систему стимулов и поощрений. Постепенно кроха привыкнет и начнет получать удовольствие от общения. Детки с аутизмом иногда испытывают потребность побыть в коллективе, однако при отсутствии определенных навыков контакт со сверстниками дается им с большим трудом. Не заставляйте кроху играть со всеми вместе, пусть он хотя бы просто находится рядом. Его безучастность лишь кажущаяся, на самом деле малыш замечает все, что происходит вокруг - как и во что играют другие дети, как они себя ведут. Через какое-то время ваш ребенок сможет все это самостоятельно воспроизвести.
Прогноз на будущее Аутизм - это неизлечимый недуг, но иногда этот диагноз скрывает гения. Может быть, и у вас растет маленький гений, который очень нуждается в помощи? Ребенок-загадка, которого надо понять, принять и постараться приспособить к окружающему миру, развивая его способности. Да, диагноз аутизм не всегда дает столь радужный прогноз. Здесь все зависит от того, насколько выражены расстройства, насколько тяжелым считается тот или иной случай. Иногда, если малыш болеет самой тяжелой степенью аутизма (всего их четыре), в результате самой упорной работы ребенка удается лишь адаптировать к жизни в семье и обучить элементарным навыкам. Адаптация к миру у таких детей невозможна. Детей, страдающих более легкими формами аутизма, можно социально адаптировать при условии регулярных занятий. Такие дети должны посещать обычные детские учреждения. Общемировая практика доказывает, что дети-аутисты, живущие, как все обычные малыши, гораздо успешнее преодолевают последствия своего недуга. У заботливых, терпеливых и внимательных родителей ребенок-аутист вырастет вполне нормальной личностью. Да, у него будут свои особенности, но они могут стать и достоинствами, превращающими аутиста в уникального человека. Очень интересен следующий факт - западные ученые доказали, что среди людей с диагнозом аутист процент гениев достигает 20%. Для сравнения, среди здоровых людей процент гениев не превышает 0,001%. Аутистов отличает особая страсть к упорядочиванию и великолепная память, у них ярко выражена способность к программированию. Они способны, например, за пару дней по исходным кодам овладеть компьютерным языком. Для обычного человека подобное практически невозможно, и это подтверждают профессиональные программисты. В корпорации Microsoft у богатейшего человека в мире Билла Гейтса 20% от общего количества персонала составляют именно аутисты. Кроме того, известно много случаев, когда социальная адаптация людей с аутизмом проходила весьма успешно, причем люди эти смогли добиться высокого профессионального и социального статуса. Если в вашей семье появился необычный ребенок, не терзайте себя вопросами о том, почему так случилось, не ищите причину, не тратьте на это драгоценное время, которое вы можете посвятить своему малышу. Дарите ему свою любовь, уделяйте ему максимум внимания, запаситесь терпением. Помните, что такие детки вполне могут приспособиться к своей болезни и практически ничем не выделяться среди сверстников, а вы можете им в этом помочь. Не замыкайтесь в своей беде, общайтесь с родителями, столкнувшимися с подобной проблемой, просите о помощи специалистов.