Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
                                                                                                           Вторник
                                                                                                           19.03.2024, 15:46
Главная Как научить ребёнка играть самостоятельно Регистрация Вход
ПРИЗ!!!

Категории раздела

Меню сайта

Мини-чат

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Как научить ребенка играть самостоятельно и в каком возрасте можно приступать в этому процессу – наверняка эти вопросы волнуют многих родителей. В этой статье мы постараемся на них ответить.

Игра доставляет ребенку много удовольствия и радости. Но игра не только забава. Она имеет большое значение для физического и умственного развития ребенка. Играя, он много двигается, разговаривает, действуя различными предметами, знакомится с их свойствами. В игре развиваются его память, внимание, воображение, сообразительность.

В 2-3 года ребенок в своей игре обычно подражает тому, что он видит и слышит, и тем самым он как бы закрепляет в своем сознании, памяти то, что он повседневно воспринимает.

В игре формируются характер и нормы поведения ребенка, т. е. отношение к вещам, взаимоотношения с окружающими людьми, оценка поступков. Поэтому нам должно быть не безразлично, чем и как играет наш ребенок. В этом отношении ни в коем случае не следует руководствоваться пословицей: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы «не плакало».

Ребенок на третьем году жизни может уже сам найти себе занятие и продолжительное время, до часа — полутора, играть один. Поэтому в этом возрасте пора активно начинать учить ребенка играть самостоятельно. Делать это нужно не только потому, что самостоятельные игры ребенка дают взрослому возможность заниматься своими делами, но главным образом потому, что это полезно ребенку.

В самостоятельной игре у ребенка развиваются инициатива, умение преодолевать затруднения, настойчивость в достижении цели и другие ценные качества. А как часто мы видим, что ребенок совсем не умеет играть один: он оживлен, деятелен только тогда, когда с ним занят кто-нибудь из старших – с этим необходимо бороться и научить таки ребенка играть самостоятельно.

Так как же научить ребенка играть самостоятельно? Прежде всего, нужно дать ему соответствующие игрушки.

Мы уже говорили, что игра — серьезное дело для ребенка, и так к этому все в семье должны относиться. Нельзя мешать ребенку играть, запрещать ему иногда побегать по комнате, попрыгать. Надо сделать так, чтобы ребенок получил возможность удовлетворить свою потребность в движении, но чтобы при этом он не нарушал нормальной жизни взрослых и чтобы взрослые имели возможность выполнять необходимую им работу, отдыхать.

Это вполне можно сделать, если заранее подумать и серьезно отнестись к организации жизни семьи, учитывая интересы всех. Например, игрушки, требующие для игры с ними много движений и простора, лучше давать ребенку во время прогулки. Проводить уборку в комнате следует не тогда, когда ребенок играет, а когда он спит или гуляет. Когда родители отдыхают после работы или старшие дети учат уроки, ребенка надо занять спокойными играми, предложить ему посмотреть картинки, заняться кубиками, порисовать.

Предоставляя возможность ребенку играть самостоятельно, надо помнить, что он еще очень нуждается в общении со старшими, в их помощи и указаниях. Взрослые (родители или старшие дети) должны проявлять интерес к игре ребенка, время от времени спрашивать: «Ну-ка, покажи, что ты сделал?», «А куда же ты едешь?» и т. п.

Особенно важным в обучении ребенка самостоятельной игре является поддержка стремления ребенка посвятить взрослого в свою игру. Надо не только одобрить или похвалить малыша, но и задать вопрос, который бы заставил его усложнить игру, сделать ее более длительной, интересной.

Время от времени взрослому надо самому принять участие в игре ребенка, чтобы поддержать интерес к ней, помочь в случае возникшего у него затруднения, научить более правильному использованию новой или сложной игрушки (например, как складывать разрезные картинки, заводить машину); развеселить, посмешить его; научить его бережному, ласковому обращению с куклой; подсказать, как еще можно поиграть той или другой игрушкой; напомнить, что куклу, прежде чем укладывать спать, надо умыть, что молоко пьют из чашки, а не из тарелки, что в чай куколке надо положить сахар (воображаемый); отвлекать от изображения в играх отрицательных явлений и т. п.

Но все это нужно делать, отнюдь не навязывая малышу содержания игры, стараясь лишь усложнить, внести разнообразие в самостоятельную игру ребенка, сделать ее более сосредоточенной, развивать умение довести начатое дело до конца, настойчиво преодолевать небольшие затруднения.

Нельзя чрезмерно опекать ребенка и все время играть с ним или давать ему постоянные указания, вроде: «Нельзя так, сделай вот так», «Ты не умеешь, давай я тебе сделаю» и т. п. – ребенку нужно научиться играть самостоятельно.

Кризис ребёнка первого года жизни

Что случилось с вашим милым лапушкой? Отчего ребенок стал капризным деспотом, топающим неокрепшими ножками? Не спешите пугаться. Дело не в характере - просто у ребенка кризис первого года жизни. Вполне закономерное явление. В период от девяти месяцев до полутора лет через подобный кризис проходят все. Ничего удивительного: кризис сопровождает восхождение на каждую новую ступень самостоятельности. Вот почему кризисным становится возраст три года, семь лет и знаменитый переходный (обычно 12-14 лет). Первый год жизни - тоже важный этап в жизни маленького человечка: он начинает ходить и самостоятельно перемещаться в пространстве. Ему все интересно, все хочется потрогать, попробовать на зуб. Вскоре малыш начнет осознавать себя самостоятельной личностью. И вот уже он со скандалом пытается отстаивать собственные гастрономические предпочтения, гневно отвергает фартучек или новую рубашечку, ставя родителей в тупик. И если бы только это!

Признаками кризиса ребенка первого года жизни психологи считают следующие:

  • "Трудновоспитуемость" - упрямство, настырность, непослушание, требование повышенного внимания;
  • Резкое увеличение новых форм поведения, попытки самостоятельных действий и решительный отказ от выполнения необходимых процедур;
  • Повышенная чувствительность к замечаниям - в ответ следуют обида, недовольство, агрессия;
  • Повышенная капризность;
  • Противоречивое поведение: малыш может попросить о помощи и тут же отказаться от нее.

Зачем они делают это

Главная проблема кризиса первого года жизни в том, что родители часто не успевают перестроиться вслед за бурным развитием своего ребенка. Еще вчера он спокойно лежал в кроватке и довольствовался подвешенными над ней погремушками, а сегодня у него проснулся интерес к маминой косметике, бабушкиным лекарствам и папиной отвертке. И на улице беда - чистенький ребенок, которого так усиленно приучали к аккуратности, лезет в лужу, зарывается носом в песок. За завтраком неуклюжий карапуз пытается самостоятельно действовать ложкой, перемазывается в каше и отчаянно плачет, когда мама пытается взять кормление в свои руки. Первая реакция взрослых - прекратить это безобразие. Однако капризы и дурное поведение (слезы, крики, скандалы), желание все хватать и проявлять неуместную пока еще самостоятельность - не приметы плохого характера и избалованности, с которыми нужно бороться. Таковы естественные проявления этапа взросления. На самом деле за каждым из них стоит что-то очень понятное, объяснимое и важное для малыша. Попробуем остановиться и подумать, что чувствует сейчас сам ребенок? Зачем он делает ЭТО? И если ключ к пониманию ребячьей страсти к играм с грязью или вещами из мира взрослых найти легко (достаточно вспомнить себя в таком возрасте), то над иными детскими загадками приходится порой поломать голову. Мама показывает годовалому Пете, как собирать домик из кубиков, невольно увлекается и сама, и тут отпрыск с хитрой улыбочкой разрушает архитектурное сооружение, чему очень радуется. Маме обидно. Ей кажется, что Петя просто хулиганит. Однако дитя, во-первых, еще не понимает, что нужно уважать чужой труд, и требовать этого от него рановато. Во-вторых, мамин замок он разрушает не из вредности, а потому, что ему интересно наблюдать, как разлетаются в стороны разноцветные кубики. Пройдет время, и он сам с удовольствием будет строить, а не разрушать. А пока ему гораздо важнее и приятнее другое: наблюдать траекторию падения кубиков. А уж стремление ребятишек все потрогать и достать и вовсе имеет научное обоснование: оказывается, таким образом дитя не просто развлекается, а развивает сенсомоторную активность и поисковую деятельность.

Как себя вести с ребенком у которого кризис первого года жизни?

Все это, конечно, не значит, что ребенку, переживающему кризис первого года жизни, следует разрешать все. Определенные запреты конечно же нужны, но их должно быть немного, чтобы малыш смог запомнить и усвоить именно запреты, а не то, что злые взрослые все ему запрещают. Формулировать правила желательно коротко и четко, причем без улыбки, чтобы кроха сообразил: ему не предлагают поиграть в игру "обмани маму", а говорят серьезно. Еще один важный момент: правила желательно повторять каждый раз, когда возникает оговоренная в них ситуация. А чтобы обойтись без занудства, можно сложить из каждого правила стишок, например "Раз идем с тобой гулять, надо шапку надевать". "Ну что ж, надо так надо", - подумает про себя юный скандалист и... покорится. Большинство взрослых запретов обычно касаются безопасности ребенка. Но и тут можно проявить творческий подход. Так, если маленького исследователя тянет совершить нечто запрещенное, постарайтесь тут же переключить его внимание. Например, можно забрать у него разноцветные таблеточки (и где он их только раздобыл?!), а взамен предложить такие же яркие, но несъедобные и крупные пуговицы. Взрослую книжку с тонкими страницами, которые кроха может легко порвать, заменить книжкой-раскладушкой для малышей, где странички сделаны из картона. "Безобразия" в ванной свести к цивилизованной игре с водой в игрушечном тазике. Скажем, дети полутора лет и старше с огромным удовольствием играют в рыбалку. В магазинах сегодня продаются наборы для этой игры, в которых плавающие рыбки и удочка снабжены крошечными магнитами.

Когда не будет хорошо?

Другая задача: нужно не отвлечь кроху, а, наоборот, заставить его сделать что-нибудь, отчего он категорически отказывается. Тут для начала стоит подумать: а надо ли заставлять? Если речь идет об отказе от еды, то, безусловно, нет. Заставлять малыша есть крайне вредно не только для его психики, но и для его физического здоровья. Организм, особенно детский, гораздо умнее нас. Ребенок интуитивно чувствует, что ему сейчас нужно. Пусть сегодня он предпочитает курицу, а завтра соглашается есть одни макароны. Не страшно. Конечно, было бы лучше, если бы он тянулся почаще к фруктам и овощам, но, согласитесь, вред от временной макаронной диеты нельзя сравнить с испорченным здоровьем. А если ребенок вообще отказывается есть? Просто вспомните старую французскую мудрость: ребенок никогда не позволит себе умереть с голоду. Предпочтения малыша вообще стоит учитывать всякий раз, когда это можно сделать. Кроха отказывается от одноразовых подгузников? Что ж, значит, пришло время отвыкать от этого достижения цивилизации (в дневное время после девяти месяцев это настоятельно рекомендуют и врачи). Наоборот, требует себе соску, хотя вроде бы пора от нее отвыкать? Ну так дайте ему эту соску, особенно если не хотите, чтобы малыш заменил ее каким-то предметом, совершенно не подходящим для постоянного сосания и обгладывания.

Конечно, все эти советы по уходу за ребенком, у которого наступил кризис первого года жизни, могут показаться слишком либеральными. Гораздо проще надавить на ребенка и заставить его сделать (или не делать) то, что мы считаем нужным. Кроха поплачет, поноет, а потом успокоится, и все вроде бы будет хорошо. Но хорошо не будет. Стоит спросить себя: каким вы хотите видеть своего ребенка? Наверняка не вялым, безынициативным, не способным принимать решения трусишкой. И не истеричным маленьким грубияном, добивающимся желанной мелочи с криком и слезами. Но давление, как метод общения с малышом, - верный способ вырастить ребенка именно таким. Крохе, не привыкшему чувствовать уважение к себе, трудно вырасти сильным и уравновешенным человеком, способным стать другом для своих родителей. Для того чтобы добиться своего, ему скорее придет в голову пустить в ход слезы, шантаж, а позднее - грубость, чем спокойно, с улыбкой сказать: "Знаешь, мама, я бы хотел сделать это вот так. Ты не против?"

Игры лучший помощник родителям ребенка в кризис его первого года жизни

Что кроме терпения и понимания может помочь родителям ребенка в кризис его первого года жизни? Конечно, чувство юмора, творческий подход и умение играть. С этими волшебными качествами любую "неразрешимую" проблему можно превратить в игровую ситуацию. Скажем, малыш простудился, и врач велел ему парить ножки в ведерке. Попробуйте пустить в ведерко игрушечные кораблики или другие плавающие игрушки. Или такая ситуация: даже если ребенку пришла пора отказываться от одноразовых подгузников, зимой на прогулке они ему еще необходимы. Но надевать их малыш отказывается. На выручку может прийти плюшевый мишка, который тоже отправляется гулять и потому надевает памперс перед выходом на улицу (вместе с малышом повяжите медведю какой-нибудь платочек, символизирующий памперсы). Мишка выручит и за столом, когда крохе придется надеть фартучек (у некоторых детей и с этим предметом туалета возникают проблемы). Ребенок отталкивает свитерок, который натягивает на него мама? Можно сыграть в "магазин" и предложить малышу самому "купить" один из его свитерков, разложенных на диване. Вообще, право выбора (одежды, игры, блюда) - очень важная вещь. Любой карапуз, рвущийся к самостоятельности, обязательно оценит такое доверие к своей персоне. Помогут ребенку (а заодно и его родителям) и игры особого рода - те, что можно назвать развивающими. Такие игрушки дадут выход чрезмерной творческой энергии малыша и направят ее во вполне мирное русло. Например, у каждого годовалого индивидуума должна быть пирамидка, для начала маленькая из 3-5 колец. Еще одна чудесная игрушка - матрешка. Конкуренцию им составляют любые несложные игрушки (или заменяющие их предметы), которые можно складывать, разбирать, вставлять, вынимать, в общем, всячески видоизменять. Например, старый выключатель, который разрешается сколько хочешь включать-выключать, способен стать великолепной игрушкой для чересчур активного крохи, не подпускаемого к кнопочкам бытовой техники. А уж банка или кастрюлька, куда можно складывать вещи, - просто находка.

Поговорим, мама!

Родителей ребенка первого года жизни смущают не только его непослушание и склонность к капризам. Год - это возраст, когда ребенок учится говорить. И он уже хочет быть понятым. Вот только общается малыш с нами на своем малопонятном языке. А не встречая понимания и сочувствия, очень горько обижается. Как же быть? Выход один - побольше разговаривать с крохой, стимулируя у него развитие речи. Для начала попробуем освоить понимание. Например, одевая малыша, попросите его "помочь" вам. Где рубашечка? Дай мне рубашечку. А где наши тапочки? Принеси мне, пожалуйста, тапочки. Постепенно, медленно кроха начнет выполнять указания мамы, а новый уровень самостоятельности поможет ему относиться к скучной процедуре одевания с большим терпением и интересом. Сопровождение любых действий (ваших и самого малыша) словами со временем обязательно поможет ему заговорить. Этот навык нужно всячески поощрять, стараясь добиваться от крохи активного употребления слов, которые он уже способен произнести. Можно, например, не выполнять просьбу ребенка, если он выражает ее жестом и междометиями, хотя в состоянии произнести и слово. Поощряя каждую его словесную победу, нужно не забывать осваивать и новые слова и слоги, четко проговаривая их вместе с ребенком. Делать все это стоит просто потому, что, если малыш привыкнет быть понятным без слов, это может затормозить развитие его речи.

Шаг назад и два вперед – развиваемся с кризисом первого года жизни

А теперь резонно будет задать вопрос: так ли уж страшен кризис ребенка первого года жизни? Конечно нет. Делая определенный шаг назад в этот период, малыш одновременно делает два шага вперед - в сторону своей физической и психологической зрелости. Разумеется, ему сейчас нужна помощь взрослых. Не случайно именно в этом возрасте ребенок так чувствителен к оценке своих действий родителями, так отчаянно готов привлекать мамино внимание, выбрасывая из манежа игрушки и топая ножками. Капризный, не слишком уверенный в себе, стремящийся к самостоятельности и еще ничего не боящийся, болезненно самолюбивый и обидчивый, переживающий свой первый серьезный кризис ребенок очень нуждается в постоянной родительской поддержке. Более того, его ориентация на оценку взрослого - важное условие правильного развития в "годовалый" период. Постарайтесь быть терпеливыми, не торопитесь ругать и наказывать вашего неудачливого искателя самостоятельности. А если уж и хотите поругать его, лучше всегда каким-то образом подчеркнуть, что неудовольствие мамы вызвал конкретный поступок карапуза, а не он caм. Если вы сумеете отнестись к малышу, переживающему первую трудную пору своей жизни, с сочувствием и уважением, кризисные явления вскоре исчезнут сами собой. Кризис сменится периодом стабильного развития, когда пугавшие родителей проявления обернутся важными завоеваниями: новым уровнем самостоятельности, новыми достижениями. Закрепиться, став чертами характера, негативные проявления могут лишь в одном случае: если взрослые будут общаться с ребенком с позиции сильного: "Перестань орать и ешь!", "Нельзя, я сказала!" - и ничего больше. Действуя вместе с ребенком, но никак не вместо него, можно не только быстро преодолеть кризис первого года жизни, но и заложить прочную основу для гармоничного развития малыша и чудесных, доверительных отношений с ним.

 

Корзина

Поиск

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Видео и аудио для малышей Детский портал Leon4ik.Все для Детсада Музыка 70-80 годов в mp3 и midi Детский сайт киндер онлайн
Радио

Наша кнопка для тех,кто хочет добавить нас на свою страничку


Для детей и их родителей
Яндекс.Метрика
Copyright MyCorp © 2024